27 июля 2016 г. в здании Торгово-промышленной палаты РФ при участии представителей деловых кругов, научного сообщества, органов государственной власти и НКО был проведен круглый стол с элементами мозгового штурма по теме «Механизмы и инструменты вовлечения социально активной молодежи в изучение и анализ общественно-политических и социально-экономических процессов на евразийском пространстве».

Целью круглого стола стала организация площадки для обсуждения на государственном уровне роли активной молодежи в формировании единого евразийского социально-экономического пространства, а также выработка механизмов и инструментов поддержки пассионарной молодежи и масштабное вовлечение в этот процесс социально активных молодых людей.

Круглый стол начался с серии импульсных докладов, с которыми выступили:

Дмитрий Аркадьевич Митяев: «Барьеры и возможности включения молодежи в интеграционные процессы»;

Андрей Ильич Фурсов: «Знание, действие и конструирование будущего в условиях кризиса»;

Георгий Геннадьевич Малинецкий: «Научить молодежь мечтать»;

Вячеслав Алексеевич Алешин: «Суть аналитической деятельности и ее роль в развитии конструктивной пассионарности личности и общества»;

Елена Сергеевна Ларина: «Феномен цифрового активизма: неизвестные возможности и неопознанные риски».

Продолжилась работа в формате «Банк идей лидеров общественного мнения и молодежных экспертных организаций». С краткими презентациями идей и инициатив выступили:

Александр Геннадьевич Савойский: «Интеграция молодежи России в социально-политическое пространство ЕАЭС»;

Анастасия Александровна Любарец: «Перспективы создания Молодежного экспертного сообщества ЕАЭС на примере НКИ БРИКС»;

Анастасия Михайловна Сереброва: «О необходимости и особенностях интеграции молодежи в социально-политическое пространство ЕАЭС»;

Ольга Валерьевна Бирюкова: «Опыт вовлечения молодежи и экспертов в новые проекты: барьеры, результативные решения»;

Юрий Кофнер: «Мероприятия для вовлечения молодежи в процессы евразийской интеграции»;

Маргарита Сергеевна Липоватая: «Прогнозирование изменения роли молодежи в социально-политическом пространстве ЕАЭС».

В заключение мобильные интеллектуальные группы работали по имитационной модели «Стратегия успеха научно ориентированного НКО в ЕАЭС». Имитационная модель для мозгового штурма представляла собой гипотетическую ситуацию: «Команда из пяти независимых молодых экспертов-интеллектуалов стремится к созданию НКО и получению контракта на социально-экономическое исследование, направленное на развитие интеграционных процессов в рамках ЕАЭС. Команду также устроил бы и менее желательный вариант — подключение к уже действующему экспертному центру на условиях сохранения независимого статуса и достойного материального вознаграждения за идею НИР. Идея НИР — разработка идеологии ЕАЭС и продвижение ее среди молодежи посредством современных коммуникационных средств.

Усилиями мобильных интеллектуальных групп были проработаны четыре сценария возможного развития ситуации:

Сценарий № 1. Позитивный. Команда создает НКО и успешно заключает первый контракт на реализацию НИР.

Сценарий № 2. Умеренно позитивный. Команда подключается к действующему экспертному центру на взаимовыгодных условиях.

Сценарий № 3. Умеренно негативный. Команда вынуждена согласиться на участие в НИР действующего экспертного центра для выживания. Ни тема, ни цель, ни условия реализации работ командой не считаются удовлетворительными. Однако команда готова на временные неудобства в надежде на последующий успех.

Сценарий № 4. Негативный. Команда не добивается намеченных целей и альтернативных удовлетворительных результатов. Не видя перспективы, команда расформировывается до лучших времен.

По итогам работы круглого стола участники пришли к выводу, что существует ряд трендов, характеризующих особенности информационной и концептуальной среды, которая способствует вовлечению молодежи в анализ интеграционных процессов ЕАЭС.

1. Критически низкий уровень осведомленности молодежи (а в некоторых случаях и экспертов) в базовых концептуальных и текущих специализированных по направлениям вопросах евразийской интеграции.

2. Осведомленная молодежь (от 18 до 34 лет) стран ЕАЭС в целом положительно относится к евразийской интеграции.

3. Молодежный кластер общества является весьма пассионарным, что делает его одним из приоритетных для информационного воздействия и формирования лояльности, поскольку проект ЕАЭС рассчитан на широкую перспективу и в итоге именно от молодежи будет зависеть его успех. В данный момент формируется фундамент Союза, качественно новую форму он приобретет именно благодаря молодежному кластеру общества.

4. При достаточно большом количестве программных документов, в которых декларируются ориентиры и принятые решения о развитии тех или иных направлений евразийской интеграции, в настоящее время не существует единого основополагающего стратегического комплексного прикладного документа. Формально эта функция возложена на Договор о ЕАЭС, но требуется более детализированный документ, содержащий аналитические и прогнозные данные, которые бы концептуально подкрепляли тот или иной аспект интеграции.

5. Остается открытым вопрос, какова должна быть модель евразийской общественной дипломатии и роль общественных организаций как неотъемлемой части этой модели.

6. При всем разнообразии и комплексности решаемых задач, в том числе в контексте оказания экспертно-консультативной поддержки по вопросам оптимизации процессов экономической интеграции, общественные организации стран ЕАЭС не интегрированы и не вовлекаются в процесс с помощью мягкой координации.

7. Базовые принципы евразийской интеграции не вполне понятны широким слоям общества: лишь небольшой процент населения способен аргументированно объяснить, какие выгоды несет данное объединение.

8. Глобальные оппоненты России захватили лидерство в гуманитарных международных взаимодействиях посредством высокоэффективной «общественной дипломатии» и «мягкой силы». В России эта сфера за прошедшие пять лет приобрела немалый потенциал. Но остается ряд системных проблем: низкая динамика, нескоординированность, отсутствие пошаговых регламентов, алгоритмов и дорожной карты общенациональных действий в реализации общественной дипломатии.

9. В России принята (помимо Стратегии национальной безопасности и Концепции внешней политики Российской Федерации) подпрограмма «Осуществление деятельности в сферах международного гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию» государственной программы Российской Федерации «Внешнеполитическая деятельность». В США такого рода документ автономен и возведен в ранг Национальной стратегии США по общественной дипломатии и стратегическим коммуникациям.

10. Если в целом рассматривать высшее образование как стартовую площадку для работы с молодежью, то российские вузы из-за низких позиций в рейтингах менее привлекательны для иностранных студентов, чем вузы США и Великобритании.

В свете указанных трендов залогом успешного вовлечения социально активной молодежи в изучение и анализ общественно-политических и социально-экономических процессов на евразийском пространстве является следующее:

1. Создание высококлассного информационного поля в интересах стабильного и эффективного взаимодействия молодых экспертов-аналитиков стран ЕАЭС. Ключевые принципы концепции мультипортала должны учитывать сетевой принцип формирования контента, плотную завязку мультипортала на социальные сети и народную ориентацию при сохранении высокого экспертного уровня, историчности и ценностных ориентиров, а также располагать современной технологической платформой и отличаться креативным дизайном.

2. Выпуск методических материалов по проектному менеджменту общественных организаций с упором на методы современного администрирования, включающих в себя использование соответствующей проектной документации, внедрение современных методов планирования ресурсной базы организации и других аспектов деятельности.

3. Формирование базы основных учреждений и структур, которые готовы и способны оказывать поддержку молодым экспертам-аналитикам.

4. Нормативно-правовое обеспечение вовлечения молодых экспертов в аналитические исследования евразийской интеграции.

5. Обеспечение прозрачности, объективности и диверсифицированности процедуры привлечения тех или иных экспертных и научных центров к реализации аналитических исследований процессов евразийской интеграции.

6. Формирование экспертной базы на основе отбора специалистов по единому для ЕАЭС стандарту квалификационных требований. Данная база могла бы включать в себя рубрику «Молодые эксперты» и использоваться при привлечении подрядчиков к реализации НИР.

7. Разработка и реализация полномасштабной стратегии, программы и плана мероприятий по углублению экспертной интеграции в рамках ЕАЭС.

По итогам проведенного круглого стола с элементами метода мозгового штурма на тему: «Механизмы и инструменты вовлечения социально активной молодёжи в изучение и анализ общественно-политических и социально-экономических процессов на евразийском пространстве» опубликован сборник тезисов выступающих, предложения и идеи участников сформулированы в рамках резолюции.

Оставить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Replaces [VIDEO::http://www.youtube.com/watch?v=someVideoID::aVideoStyle] tags with embedded videos.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.