1

Государственный долг США как проблема мировой экономики

Автор: Андрей Дёгтев,МГИМО (У) МИД России. Аспирант очной формы обучения.

Тема диссертации: Система отношений власти и бизнеса в России

Научный руководитель – д.полит.н., профессор Оксана Викторовна Гаман-Голутвина

 

Введение

С 1940-го года верхняя планка американского государственного долга поднималась примерно сто раз. И если до недавнего времени увеличение госдолга проходило относительно безболезненно для США, то в августе 2011 года, после затянувшихся попыток республиканцев и демократов прийти к консенсусу относительно очередного повышения потолка заимствований, агентство Standard & Poor’s впервые с 1860-х годов понизило суверенный кредитный рейтинг США. Реакция фондовых рынков не заставила себя долго ждать. Хотя договорённость о новом уровне госдолга была достигнута, и удалось избежать технического дефолта[1], тем не менее, нового долгового потолка хватило ненадолго – уже 30 января 2012 года его пришлось повышать снова. Государственный долг США в процентом отношении к ВВП не является самым большим в мире – к примеру, государственный долг Японии превышает 200% от ВВП. Однако, с учётом значения американской экономики для экономики всего мира и роли доллара в мировой валютной системе, проблему госдолга США можно считать по-настоящему глобальной.

История государственного долга США

Впервые государственный долг[2] США был зафиксирован в 1790 году. Тогда он едва превышал $52 млн. или $1,75 млрд. в пересчёте на доллары 2010 года[3]. Далее госдолг рос скачкообразно в периоды войн (англо-американской, гражданской, Первой мировой) и частично выплачивался в межвоенные периоды. Антикризисная политика Рузвельта в годы Великой депрессии и Вторая мировая война привели к беспрецедентному росту американского госдолга до $260 млрд. к 1945 году. Во второй половине 20 века рост американского госдолга ускорился в связи с политикой рейганомики, в ходе которой пришлось компенсировать за счёт государственных заимствований сокращение доходов федерального бюджета, которое стало следствием уменьшения налогов. С 1980-х годов темпы роста госдолга стали значительно обгонять темпы роста американского ВВП. К концу 1980-х госдолг США перевалил за $3 трлн. К моменту избрания Обамы он достиг $10 трлн. За годы его правления ежегодные расходы федерального бюджета увеличились примерно на $1трлн. долларов, что повлекло дальнейший рост государственного долга, который впервые за последние полвека превысил 100% от ВВП. К началу 2013 года госдолг США перевалил за $16,4 трлн. Если отношение госдолга США к ВВП имело на протяжении всего времени разнообразную динамику (см. график 1), то в абсолютном выражении американский государственный долг растёт по экспоненте (см. график 2). Причём новые заимствования служат для обслуживания обязательств по имеющимся долгам. До трети занятых средств ежегодно идут на выплату процентов по госдолгу. Проще говоря, по мере роста американского госдолга скорость его увеличения возрастает, а для обеспечения текущих выплат кредиторам необходимо занимать всё большие суммы денег. Очевидно, что если эта тенденция не будет остановлена, в определённый момент для обслуживания государственного долга американскому Казначейству потребуется привлечь такой объём долларов, который мировой рынок попросту не сможет предоставить американцам. Дефолт США повлечёт за собой серьёзные последствия не только для самой Америки, но и для всей мировой экономики.

Структура государственного долга США      

Механизмом привлечения заёмных средств для американского Казначейства является продажа долговых ценных бумаг – государственных казначейских обязательств (ГКО). Краткосрочные обязательства называют векселями. Обязательства со сроком погашения от 2 лет и более выпускаются как купонные ценные бумаги. Обязательства со сроком погашения 2-10 лет называют нотами (notes). Обязательства сроком погашения свыше 10 лет называют облигациями (bonds). Самый длительный срок погашения – 30 лет[4]. К началу 2013 года государственный долг США составил $16,4 трлн. или 105% от ВВП. Однако без учёта долга перед различными государственными страховыми и социальными фондами (то есть без долга американского федерального правительства «самому себе») долг составил примерно $11,5 трлн. (см. таблицу 1), что равняется примерно 74% от ВВП. В некоторой степени долгом американского государства «самому себе» также можно считать ту часть федеральных обязательств, которая представлена задолженностью перед ФРС ($1,7 трлн.) и перед местными правительствами и правительствами штатов ($700 млрд.). Что касается иностранных кредиторов американского правительства, то они накопили казначейских обязательств на сумму $5,7 трлн. Из них наибольшая доля принадлежит Китаю и Японии (см. таблицу 2).

Причины государственного долга США

Внутренние причины государственного долга США

В 1980-е годы в США проводилась экономическая политика рейганомики, одним из главных положений которой стало снижение налогов. Понижение общего налогового бремени положительно сказалось на деловой активности и привело к росту ВВП, снижению безработицы и инфляции. Однако вместе со снижением налогов резко возрос дефицит бюджета, для финансирования которого и пришлось значительно увеличить государственный долг. В 1998-2001 годах администрации Клинтона удалось добиться бюджетного профицита, однако увеличение военных расходов в начале правления Буша вновь потребовало прибегнуть к заимствованиям для финансирования дефицита федерального бюджета. В дальнейшем не получилось сократить бюджетный дефицит, так как необходимые для этого увеличение налогов и сокращение государственных расходов могли бы негативно сказаться на экономике страны. Начало мирового финансово-экономического кризиса лишь усугубило ситуацию.

Внешние причины государственного долга США

В результате того, что американские казначейские обязательства гарантированы правительством США и ещё не было ни одного случая, чтобы США отказались платить по счетам, ценные бумаги американского правительства стали одним из самых надёжных и привлекательных финансовых активов в мире. Именно поэтому многие страны накапливают значительные объёмы своих международных резервов в американских долларах посредством покупки казначейских обязательств США. При этом с 1970-х годов, американские трудоёмкие производства начинают переноситься на территорию развивающихся стран с дешёвой рабочей силой. Массовый переход предприятий из США в один только Китай в 1990-е годы повлёк за собой потерю 750 тысяч рабочих мест для американцев[5]. Спустя некоторое время развивающиеся страны стали крупными экспортёрами товаров в США. К примеру, в 2005 году дефицит торговли США с Китаем  на половину формировался продукцией американских компаний, произведённой на территории Китая[6]. Во внешней торговле США установился устойчивый дефицит, который покрывался за счёт притока капитала, эмиссии и внешних заимствований. Имеющие профицит торгового баланса развивающиеся страны направляли свои валютные излишки на покупку американских казначейских обязательств. В 1990-е годы американские казначейские обязательства были скуплены по разным подсчётам на сумму от 1 до 3 триллионов долларов, причём ежегодно в США притекало по $700 миллиардов[7]. С одной стороны, положение страны-эмитента мировой валюты и самого надёжного заёмщика позволяло США поддерживать завышенный уровень жизни своего населения, несмотря на дефицит торгового баланса (производя примерно 20% мирового ВВП, США потребляют около 35%[8]). С другой стороны, такая схема включённости в мировую экономику привела к росту государственного долга.

Варианты будущего развития событий

Дефолт

Как уже было отмечено, дальнейшее наращивание американского государственного долга может привести к такой ситуации, когда мирового спроса на американские казначейские обязательства не хватит для финансирования расходов США по обслуживанию их государственного долга. Дефолт, который может возникнуть в такой ситуации, не просто нанесёт урон мировой экономике, но и может вовсе лишить американский доллар статуса мировой валюты. Ведь страны накопившие резервы в долларе, потеряв свои валютные запасы в результате дефолта, могут переориентироваться на использование какой-либо иной валюты, которая будет пользоваться достаточной популярностью на тот момент. Такой валютой, к примеру, может стать китайский юань. На фоне прогнозов о том, что Китай сможет обойти США по размеру ВВП к 2020-30-м годам, а по уровню технологического и военного развития догнать к 2030-40-м годам; объёмы торговли Китая со своими партнёрами в юанях растут.

Инфляция

Испытывая нехватку денег для бюджетных расходов и обслуживания госдолга, США могут увеличить темпы эмиссии. Некоторые признаки такой политики уже видны в антикризисных мерах, применяемых американскими властями. Четыре раунда количественного смягчения (Quantitative Easing) привели к денежной эмиссии на триллионы долларов. По оценкам академика Глазьева, за последние 2 года было эмитировано $1,5 трлн. долларов[9]. Четвёртый раунд количественного смягчения, начавшийся в декабре 2012 года, подразумевает, что ФРС будет ежемесячно покупать у коммерческих банков казначейские обязательства на сумму от $40 до $85 млрд. до тех пор, пока безработица не упадёт ниже 6,5% или инфляция не поднимется выше 2,5%. Пока что эмиссия, проводимая ФРС, не представляет серьёзной угрозы для мировой экономики. Но в случае значительного увеличения объёмов эмиссии возможно серьёзное падение покупательной способности доллара. Вместе с долларом обесценится и американский государственный долг, а с ним «сгорят» и валютные резервы стран мира, накопленные в американской валюте.

Остановить рост госдолга

Могут ли США сократить свой госдолг или, по крайней мере, остановить его рост? Очевидно, что шансов на реализацию подобного сценария, у американцев практически, нет. Сохранение высокого уровня госрасходов является условием поддержания частного спроса. Если США откажутся от финансирования дефицита федерального бюджета за счёт заимствований, американская экономика попадёт в тяжёлый кризис, результатом чего стане вторая волна глобальной депрессии. К тому же финансирования требует не только дефицит бюджета, но и дефицит внешнеторгового баланса, который не может быть компенсирован только лишь за счёт притока иностранных инвестиций. Ежегодно США продают зарубежным держателям казначейские обязательства на сумму от $400 до $700 млрд. Для уменьшения дефицита внешнеторгового баланса США потребовалось бы заняться политикой импортозамещения и восстановить внутренние производства, что укладывается в концепцию реиндустриализации США. Однако сократившийся в таком случае профицит внешнеторгового баланса основных торговых партнёров США приведёт к уменьшению темпов роста их валютных резервов, а значит и к падению спроса на американские казначейские обязательства, что затруднит текущее обслуживание госдолга.

Война

Часто можно услышать мнение отдельных экспертов о том, что США могут развязать крупную войну для того, чтобы спровоцировать переформатирование существующей мировой валютной системы, а вместе с этим и решить проблему госдолга. С одной стороны, война как проявление нестабильности способна повысить спрос на доллар. Ведь в условиях неопределённости игроки стараются делать выбор в пользу традиционных, проверенных временем активов. К тому же во время кризиса при обесценении тех или иных активов кредиторы требуют от заёмщиков либо поменять залоговый актив, либо внести в залог дополнительные активы на величину потерянной стоимости залога (так называемый margin call). Так как основной мировой валютой остаётся доллар США, именно он нужен заёмщикам для покупки дополнительных активов, требуемых кредиторами. А значит, в кризисных ситуациях, спрос на доллар лишь возрастает. С другой стороны, история показывает, что американский госдолг всегда рос усиленными темпами именно во время войн. Забавно выглядит решение проблемы госдолга при помощи меры, его увеличивающей.

Заключение  

Проблема растущего американского государственного долга важна для всей мировой экономики и имеет как внутренние, так и внешнеэкономические причины. При этом её скорое решение не представляется возможным. Кризис, связанный с невозможностью США платить по счетам может привести к тяжёлым последствиям как для самой Америки, так и для всего мира. В сложившихся условиях России необходимо, наконец, запустить модернизацию своей экономики. Зависимость от экспорта углеводородов не может быть компенсирована за счёт валютных резервов. В период кризиса такие резервы сгорают достаточно быстро. Примером тому является первая волна глобальной депрессии 2008-2009 годов, когда за полгода резервы страны уменьшились с $600 млрд. до $400 млрд. До тех пор, пока Россия импортирует большую часть товаров массового потребления, а также машин и оборудования, страна остаётся крайне уязвимой перед ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры. Только способность производить наиболее важные для экономики товары самостоятельно может позволить стране выжить в период кризиса.

Приложение

График 1

Государственный долг США в миллиардах долларов

 

Источник: http://www.usgovernmentdebt.us/

 

График 2

Государственный долг США в процентах от ВВП

 

Источник: http://www.usgovernmentdebt.us/

 

 

Таблица 1

Структура государственного долга США в трлн. долларов на нач. 2013 года

 

US public debt

 

16,4

 

  Debt Held by the Public

 

11,5

 

     Foreign

 

5,7

 

     Federal Reserve

 

1,66

 

     State and Local Governments

 

0,7

 

     Mutual Funds

 

0,9

 

     Private Pension Funds

 

0,6

 

     Banks

 

0,3

 

     Insurance Companies

 

0,3

 

     U.S. Savings Bonds

 

0,2

 

     Other

 

1,14

 

  Intra-governmental

 

4,9

Источник: http://useconomy.about.com/od/monetarypolicy/f/Who-Owns-US-National-Debt.htm

 

Таблица 2

Структура государственного долга США перед зарубежными кредиторами (февраль 2013)

Страна

Объём накопленных казначейских облигаций в миллиардах долларов

В проценте от общей суммы облигаций, размещённых за пределами США

Китай

1222,9

22%

Япония

1097,1

19%

Карибские Банковские центры

286,7

5%

Бразилия

260

5%

Страны-экспортёры нефти

257,2

5%

Тайвань

188,2

3%

Швейцария

185,8

3%

Бельгия

184,9

3%

Россия

162,1

3%

Гонконг

143,2

3%

Остальные

1668,9

30%

Всего

5656,8

100%

Источник: http://www.treasury.gov/resource-center/data-chart-center/tic/Documents/mfh.txt

 

Литература

 

1.     Васильева И. Мировая валютная система: процессы становления и развития // Финансовый бизнес. – 2008. - №5 – С. 17-25.

2.     Воскресенский А.Д. Мировой финансово-экономический кризис и его влияние на развитие отношений в треугольнике Китай – США – Россия // Сравнительная политика. – 2011. - №1 – С. 70-88.

3.     Борьба концепций: Глазьев обещает Путину 8% роста ВВП и развитие, а министры 3,6% и неясные перспективы. – URL: http://www.odnako.org/blogs/show_23228/

4.     Девятов А.Е. Вторая волна кризиса вряд ли станет девятым валом // Банковское дело. – 2011. - №10 – С. 6-9.

5.     Егоров А.В. В ожидании нового Бреттон-Вудса // Банковское дело. – 2011. - №10 – С. 10-12.

6.     Катасонов В. Золотой стандарт может быть восстановлен // Финансовый бизнес. – 2008. - №5 – С. 14-17.

7.     Семенов В.П., Ульянецкий М.М., Гринцявичус Р.К. Облигации Казначейства США как феномен мировых финансов // Финансы и кредит. – 2009. - №31. – С. 2-10.

8.     Тишаков А., Хатыпова А. Роль госдолга США в мировом движении капитала // Мировое и национальное хозяйство. - 2011. - № 4. – URL: http://mirec.ru/old/index.php%3Foption=com_content&task=view&id=217.html  

9.     Шмелёв В.В. Время требует модернизации мировых денег // Банковское дело. – 2011. - №10 – С. 12-15.

10.                       Цыганков Ю. Бреттон-Вудская система: затянувшийся полёт // Чужие деньги. – 2009. - №3 – URL: http://www.fxmoney.ru/magazines/72/pdf/8-9.pdаf   

11.                       Paul Craig Roberts. More Bad News on the Jobs Front. – 2005. – URL: http://www.counterpunch.org/2005/02/07/more-bad-news-on-the-jobs-front/  

12.                       World Gold Council. World official gold statistics. – URL: https://www.gold.org/

 

[1] Технический дефолт – ситуация, когда заёмщик не объявляет себя банкротом и намерен платить по своим обязательствам, однако ввиду нехватки средств временно не имеет возможности обслуживать свой долг. 

[2] Здесь и далее имеется в виду долг федерального правительства без учёта долгов штатов и местных правительств.

[3] Тишаков А., Хатыпова А. Роль госдолга США в мировом движении капитала // Мировое и национальное хозяйство. - 2011. - № 4. – URL: http://mirec.ru/old/index.php%3Foption=com_content&task=view&id=217.html

[4] Семенов В.П. Облигации казначейства США как феномен мировых финансов // Финансы и кредит. - 2009. - № 31. - С.3.

[5] Воскресенский А.Д. Мировой финансово-экономический кризис и его влияние на развитие отношений в треугольнике Китай – США – Россия // Сравнительная политика. – 2011. - №1 – С. 73.

[6] Paul Craig Roberts. More Bad News on the Jobs Front. – 2005. – URL: http://www.counterpunch.org/2005/02/07/more-bad-news-on-the-jobs-front/

[7] Воскресенский А.Д. Там же.

[8] Воскресенский А.Д. Там же.

[9] Борьба концепций: Глазьев обещает Путину 8% роста ВВП и развитие, а министры 3,6% и неясные перспективы. – URL: http://www.odnako.org/blogs/show_23228/