0

Проблемы субсидирования малого и среднего предпринимательства в России

 В сложившихся реалиях расширения санкционного списка со стороны ЕС и США в адрес России и важнейших сегментов рынка, где сосредоточен ключевой экономический потенциал страны, необходимо уделить особое внимание, как состоянию банковского сектора, так и развитию малого и среднего предпринимательства. Необходимо производить отожествление между этими двумя процессами, т.е. снижением кредитных рисков и регулированием малого и среднего предпринимательства со стороны органов исполнительной власти.

Все дело в том, что коммерческие банки в большинстве случаев отказываются предоставлять кредиты начинающим предпринимателям на льготных условиях, ибо только 7-10% кредитов предоставляются в срок от трех лет, а каждая четвертая компания разоряется во временном диапазоне от 3 до 6 лет. Если стартапы начинающих предпринимателей и субсидируются коммерческими банками, то исключительно под высокий процент по кредиту, около 20%, что говорит о недоверии банковского сектора потенциалу малого и среднего бизнеса в России, доля которого в ведущих странах Европы составляет около 70-80% от ВВП. У нас же показатель в этом направлении достаточно скромный, всего лишь 20-21% от ВВП и 25% занятости в данном сегменте рынка. Это обусловлено слабым государственным регулированием со стороны административного аппарата управления, закреплением в ведущих позициях крупного бизнеса, что полностью соответствует консервативному экономическому сценарию в отечественной экономике.

Факт наличия административных барьеров в лице высоких налогов и монополии в принятии политических решений крупного предпринимательства замедляет экономический рост на 5-7%, не дает развиваться сектору GR-услуг, а также повышать долю реального сектора экономики до уровня развивающихся стран Европы. Такой скромный показатель доли малого и среднего предпринимательства в российском ВВП обусловлен слабым экономическим потенциалом в производстве легкой промышленности и в отсутствии перспектив по развитию перерабатывающих сырьевых технологий, т.е. все приходится покупать извне, а собственный экономический потенциал базируется исключительно на ВПК и экспорте энергоносителей.       

Вектор по созданию национальной кредитно-денежной системы с расчетно-клиринговым центром на базе Центробанка РФ уже выстроен, политика дедолларизации и пошаговые инструкции по национализации рубля также уже поступили на стол в качестве законодательной инициативы Минфину России. Однако сложно реализовывать хотя бы часть рекомендаций в этом направлении, инициированных советником президента по экономическим вопросам Сергеем Глазьевым. Пока мы не преодолеем важнейшие проблемные экономические концепты, в частности, не наладим систему кредитования малого и среднего предпринимательства без финансовых убытков в банковской отрасли и не преодолеем «верховенство административного ресурса и административных барьеров» говорить о высокой доле малого и среднего бизнеса в российском ВВП достаточно затруднительно. На данном этапе около 50% продовольствия мы закупаем за границей. Смысл национализировать отечественную валюту, если все равно ее придется конвертировать в доллары? Отсюда вытекают производные по созданию венчурного фонда с последующей регистрацией его как юридического лица Центробанком России  во избежание кредитных рисков и убытков, которые несут коммерческие банки. 

Почему в данном контексте коммерческие банки боятся предоставлять кредиты начинающим предпринимателям под рекомендуемый аналитиками процент по кредитам в 5-7%, а не под заоблачные 20%? По такой баснословной ставке, как правило, начинающие предприятия быстро сходят с бизнес арены, банки теряют клиентскую базу, ЦБ начинает интенсивно обеспечивать ликвидность коммерческих банков путем успешной политики рефинансирования. Где выход из сложившейся ситуации? Ответ есть. Создание Агентства кредитных гарантий (АКГ). Владимир Путин уже подписал указ о выделении в уставной капитал данного фонда 50 млрд. рублей из средств федерального бюджета на поддержку малого и среднего бизнеса в России для последующего повышения индекса деловой активности в производстве продовольствия и легкой промышленности.

Каковы положительные стороны в создании венчурного фонда, выступающего в качестве регулятора малого и среднего предпринимательства, а также регулятивного актора предоставления кредитов на льготных условиях? Можно будет выделить следующий ряд преимущественных сторон:

  • Повышение экономического потенциала по экспорту не только оружия и энергоресурсов, но и продовольственных товаров.
  • Интенсивное развитие сегмента gr-рынка (налаживание контактов деловой элиты России с представителями органов государственно власти), ибо при доле реального сектора экономики в 13% (доля реального экономического сектора Германии приходится на 87%!) политические решения лоббируются исключительно акулами нефтегазовой отрасли и теневого сектора экономики ВПК. Появится фактическая конкуренция в принятии политических решений с участием представителей всех сегментов бизнеса и рынка при прочих равных условиях.

Это один из ключевых проблемных концептов при господстве инерционного, консервативного экономического сценария наравне с верховенством административных барьеров над официально провозглашенной рыночной парадигмой, который необходимо преодолеть для того, чтобы малый и средний бизнес развивался, а коммерческие банки не боялись обеспечивать льготные ставки по кредиту для начинающих стартаперов.

Агентство кредитных гарантий будет являться той самой альтернативной движущей силой, которая возьмет на себя все обязательства по рискам начинающих предпринимателей и будет производить рискованное финансирование нескольких компаний одновременно до тех пор, пока хотя бы какая-то из них не зарекомендует себя с положительной стороны на бизнес арене. Новое агентство, согласно бизнес-плану на 5 лет, планирует выдать гарантии на сумму порядка 440 млрд. рублей и обеспечить гарантиями кредитов на 825–880 млрд. рублей. По гарантиям будет заключено около 7,7 тыс. договоров. Не стоит забывать о существовании Фонда по содействию кредитования малого бизнеса в России. Однако если предприниматель должен предоставить в этот фонд гарантийное обязательство в размере 3 миллионов рублей, то в АКГ ½ доли предоставляется обеспечение, а оставшуюся ½ долю ему выдает сам гарантийный фонд, т.е. АКГ.

 Итак, снижение кредитных рисков в банковской отрасли можно преодолеть путем финансирования предприятий малого и среднего бизнеса посредством венчурного (рискованного) финансирования. Ведущим актором в этом направлении будет выступать Агентство кредитных гарантий, которое позволит не только избавить банковскую отрасль от финансовых убыток прогоревших стартаперов, но и преодолеть частично ряд поставленных проблемных концептов в экономическом потенциале страны. Конкретно – это:  

  • Слабое государственное регулирование, наличие административных барьеров, высокие ставки по кредитам для начинающих предпринимателей
  • Административные барьеры, в свою очередь, позволяют терять от 5 до 7% темпов экономического роста, доля реального экономического сектора составляет около 13%, доля малого предпринимательства составляет порядком 20-21% уровня ВВП. До 29% ВВП, поставленные лично органами исполнительной власти, мы не доросли в условиях господства консервативного экономического сценария с наличием оффшорной бюрократии и «нефтяной иглы».
  • Приоритет отдается крупному предпринимательству, сегмент gr услуг не реализован в России, в отличие от ведущих стран Европы, где налажены контакты деловых кругов с органами власти (принцип полиархии – формула: «профсоюзы – политическая элита – финансовые круги). Наличие сектора GR технологий в России – показатель конъюнктуры социально значимых долей рынка на должном уровне.
  • Несовершенство судебной системы. Неизвестно к чему приведет слияние Высшего и Арбитражного судов и как это отразится на деловом климате в России. А также кто будет выступать в качестве главенствующего субъекта по разрешению экономических споров – новый суд или Торгово-промышленная палата с подконтрольными ей совещательными некоммерческими структурами.

АКГ – рискованное финансирование. Если де-юре оно воплощает на практике систему государственного регулирования для последующего повышения индекса деловой активности в значимых социально-экономических отраслях (будь бы это фармацевтика или производство косметических средств и парфюмерии), то де-факто при наличии того комплекса проблем, о которых мы говорили ранее, повысить долю малого и среднего бизнеса в ВВП страны будет затруднительно. Однако основную миссию, поставленную в начале статьи, агентство выполняет – берет на себя все финансовые и репутационные риски, освобождая банковскую отрасль от рискованного финансирования, а клиентов – начинающих предпринимателей от высоких ставок по кредиту для раскрутки своего дела.

 

 

Список использованной литературы:

Взгляд/Агентство гарантирует – [Электронный ресурс] - http://www.vz.ru/economy/2014/5/6/685426.html

Самостоятельность как спасение – Экономика – Свободная пресса – [Электронный ресурс] - http://svpressa.ru/economy/article/86331/

Глава Центробанка против самоизоляции и дедолларизации в РФ – [Электронный ресурс] - http://continentalist.ru/2014/04/glava-tsentrobanka-protiv-samoizolyatsii-i-dedollarizatsii-v-rf/ 

Оставить комментарий