0

«Формирование Евразийского экономического союза: риски и шансы»

Тезисы советника Президента РФ, академика РАН, члена Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации к ежегодному докладу клуба

 

 

Введение. О новом этапе развития евразийской интеграции

 

Новый этап евразийской интеграции, который начинается с 2015 года запуском Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), характеризуется многоплановой рутинной работой наднационального органа по широкому кругу переданных в его ведение вопросов.

Основным содержанием дальнейшей интеграции будет полная реализация потенциала Таможенного союза и Единого экономического пространства, совершенствование и дальнейшее развитие договорно-правовой базы, институтов и практического взаимодействия по следующим основным направлениям:

 

- обеспечение эффективного функционирования общего рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов;

- формирование согласованной промышленной, транспортной, энергетической и аграрной политики, углубление производственной кооперации, включая возможное создание совместных транснациональных корпораций;

- дальнейшее сближение, гармонизация национальных законодательств, а также их унификация в сферах, определенных соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Единого экономического пространства;

- разработка и осуществление согласованной экономической политики, переход к согласованию параметров основных макроэкономических показателей государств-членов, углубление сотрудничества в валютной сфере;

- углубление сотрудничества в целях обеспечения экономической безопасности во всех ее аспектах;

- сотрудничество в вопросах миграционной политики;

- обеспечение совместимости стандартов образования;

- всемерное развитие сотрудничества в сфере культуры, связей по линии парламентов и деловых сообществ, контактов между людьми;

- дальнейшее развитие межрегионального и приграничного сотрудничества, формирование эффективных структур межрегионального взаимодействия;

- совершенствование и развитие наднациональных институтов;

- развитие сотрудничества в сфере внешней политики по вопросам, представляющим взаимный интерес.

С целью обеспечения функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства Стороны учредили Евразийскую экономическую комиссию, деятельность которой должна осуществляться в интересах всего интеграционного сообщества и носить высокопрофессиональный характер.

Здесь необходимо отметить, что по своему составу функционал ЕАЭС представляет собой объединение функционалов Таможенного союза и ЕЭП.

Комиссия Таможенного союза (КТС) до ее упразднения в 2012 г. работала как наднациональный орган по правовой форме принимавшихся решений прямого действия, обязательных для исполнения сторонами, и как межгосударственный орган по процедуре их подготовки. Все проекты ее решений согласовывались сторонами в соответствии с установленными в них внутригосударственными процедурами. Это предопределяло их соответствие национальным интересам сторон и консенсусный характер принятия решений – за почти три года работы КТС ни разу не пришлось применять процедуру голосования квалифицированным большинством голосов. Таким образом обеспечивалось доверие Сторон к наднациональному органу, деятельность которого шла под полным контролем национальных правительств. Этот контроль обеспечивался также через кадровую политику формирования Секретариата КТС, должностные лица которого, начиная от заместителей руководителей департаментов и выше, назначались по представлению национальных правительств по соответствующим квотам.

Такое устройство наднационального органа полностью соответствовало как характеру переданных КТС полномочий (национальные правительства сохранили действовавшие ранее внтуригосударственные процедуры подготовки проектов решений по вопросам, переданным наднациональному органу), так и политическим системам государств-членов ТС, которые характеризуются доминированием института президента над всеми ветвями власти. Высший орган ТС на уровне глав государств выполнял функции принятия политических решений, контроля, утверждения бюджета и назначения кадров, которые в ЕС выполняет Европейский парламент.

Появление Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) как правопреемницы КТС существенно изменили структуру наднационального органа и процедуру принятия решений. Характер отношений между наднациональным органом и национальными правительствами изменился. Если ранее они работали как единое целое, согласовывая все принимаемые решения и действуя по единому плану, то после создания ЕЭК ее Коллегия обрела атрибуты наднационального правительства со своими министрами, в то время как ее Совет сохранил основные функции и процедуры принятия решений упраздненной КТС.

При этом функции и полномочия, переданные согласно международным договорам Таможенного союза и ЕЭП на наднациональный уровень, не изменились. В соответствии с имеющейся договорно-правовой базой ЕЭК, сменившая Комиссию Таможенного союза, по-прежнему работает как нормотворческий орган, вырабатывающий нормы регулирования путем межгосударственных согласований. За исключением вопросов принятия защитных мер и таможенного регулирования, выдвижение нормотворческих инициатив и исполнение принимаемых ЕЭК норм остается в ведении национальных правительств. По содержанию своей деятельности ЕЭК по-прежнему работает как наднациональный орган по форме принимаемых решений и как межгосударственный по процедурам их разработки и исполнения.

Вместе с тем, переход к экономическому союзу не сводится к формальным вопросам смены названия. За пять лет евразийская интеграция прошла путь, который у ЕС занял пять десятилетий.

Переход от Таможенного союза к экономическому союзу отражает зрелость евразийской интеграции, которая охватывает не только создание общего рынка товаров, услуг, капитала и труда, но и существенные вопросы его регулирования, переданные на наднациональный уровень, а также вопросы координации национальных политик развития.

 

 

Углубление интеграции

Расчеты по интегрированной модели межотраслевого баланса трех государств-основателей Таможенного союза показывают, что основная часть интеграционного эффекта, оцениваемого до 2030 года в 750 млрд. долл., приходится на реализацию общей стратегии развития.

Интеграционный эффект от создания ЕЭП

 

Динамика ВВП

(2011 г.=1,0)

ВВП (млрд. долл. США)

2011 г.

Отсутствие ЕЭП

 

2015

2020

2030

2015

2020

2030

Россия

1.25

1.60

2.47

2380.3

3809.0

9411.1

Беларусь

1.18

1.37

1.77

65.3

89.4

157.9

Казахстан

1.19

1.51

2.36

224.0

338.5

797.6

Создание ЕЭП

 

2015

2020

2030

2015

2020

2030

Россия

1.27

1.62

2.53

2411

3905

9890

Беларусь

1.23

1.44

3.23

67.8

97.4

314.3

Казахстан

1.22

1.53

2.63

229.5

350.8

921.1

ИТОГО

 

 

 

38.65

116.76

758.96

Источник: расчеты ИНП РАН

Как показывают приведенные расчеты, создание ЕЭП в составе трех стран дает суммарный интеграционный эффект к 2030 году свыше 750 млрд. долл. в ценах 2011 года. Наиболее значимыми интеграционные процессы являются для экономики Беларуси, чей ВВП к 2030 году оказывается в 3,2 раза выше уровня 2011 года, по сравнению с ростом в 1,7 раза в сценарии отсутствия интеграции. Суммарный выигрыш Казахстана от создания ЕЭП оценивается в период 2011-2030 гг. свыше, чем в 120 млрд. долл. в ценах 2011 года, Россия к 2030 году обеспечивает дополнительный прирост ВВП чуть менее 500 млрд. долл. в ценах 2011 года.

Дополнительный прирост ВВП формируется не только за счет прямых эффектов, связанных с расширением кооперационных связей. Не менее важное значение имеет постепенная гармонизация технологической базы, формирование единых требований к эффективности производства. Кроме того, следует учитывать дополнительные эффекты, связанные с перераспределением доходов в рамках кооперационных связей, перетоком финансовых ресурсов.

Само по себе создание общего рынка всех факторов производства дает лишь треть интеграционного эффекта. Без общей стратегии развития общий рынок может быть освоен не столько отечественными товаропроизводителями, сколько иностранными, если странам-членам ЕАЭС не удастся добиться оптимального сочетания национальных конкурентных преимуществ.

Выработка общей стратегии развития должна стать первоочередной задачей на новом этапе развития евразийской интеграции. Простой координацией промышленной и сельскохозяйственной политики, а также соблюдением общих макроэкономических ограничений эта задача не решается. Общая стратегия развития должна давать долгосрочные ориентиры как для наднациональных и национальных органов регулирования, а также для деловых кругов государств-членов ЕАЭС. Для ее разработки необходимо взять на вооружение методы научно-технического и технологического прогнозирования, стратегического планирования, программно-целевого проектирования.

С прекращением деятельности ЕврАзЭС встает вопрос о дальнейшей разработке и реализации межгосударственных целевых программ, которые могли бы стать важным инструментом реализации общих стратегий развития.

Согласно логике развития интеграции, основные направления перехода от ЕЭП к ЕЭС включают передачу ЕЭК полномочий по инициированию и принятию решений, а также создание союзных институтов регулирования экономики в рамках переданных на наднациональный уровень функций с формированием соответствующих механизмов контроля, обеспечением прозрачности процессов управления и ответственности за результаты. С учетом опыта строительства ЕС для этого может быть предложена следующая последовательность действий, наряду с уже принятыми и осуществляемыми планами по созданию ЕЭП, развитию ТС, формированию единой системы технического регулирования.

Во-первых, должна быть завершена работа по приведению национальных законодательств государств-членов в полное соответствие с договорно-правовой базой ЕЭП.

Во-вторых, необходимо завершить устранение остающихся барьеров во взаимной торговле по согласованным планам.

В-третьих, критически необходимо создание интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли (ИИСВВТ), обеспечивающей применение современных информационных технологий при осуществлении всех переданных в ведение ТС видов государственного контроля в режиме «единого окна», формирование плана мероприятий по ее разработке и реализации.

Скорейшее внедрение ИИСВВТ критически важно для обеспечения прозрачности и эффективности процессов контроля за перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, а также их обращением на единой таможенной территории. Реализация плана действий по созданию и применению ИИСВВТ позволит качественно улучшить ситуацию с информационно-аналитическим и статистическим обеспечением деятельности наднационального органа.

В-четвертых, крайне актуальным является совершенствование механизма и правового обеспечения статистики взаимной торговли. Хотя методология статистики взаимной торговли была утверждена еще в январе 2011 года, ее качество оставляет желать лучшего. Она характеризуется низкой достоверностью и неполнотой первичной информации, несовершенством методов ее обработки, противоречивостью данных, публикуемых национальными статистическими службами.

В целях повышения уровня полноты, достоверности и качества разрабатываемых и публикуемых данных статистики взаимной торговли стран-членов ТС необходимо организовать функциональное взаимодействие национальных и наднациональных статистических органов, создать условия для полноценного участия последних в мировой системе статистических организаций путем углубления статистических баз данных, применения современных информационных технологий, повышения квалификации кадров и научной обоснованности принимаемых решений. Следует унифицировать статистическую форму декларирования товаров, поставляемых в рамках взаимной торговли.

Особую сложность представляет решение проблемы повышения ответственности декларантов за достоверность сообщаемой информации по операциям взаимной торговли. В рамках действующего в России законодательства о статистике таковая фактически отсутствует. Выходом из этого положения может стать привлечение налоговой службы к формированию агрегированных данных о товарных потоках в физических и стоимостных показателях.

В-пятых, необходимо ликвидировать пробел в договорно-правовой базе ТС в связи с нерешенностью вопроса о введении в действие Соглашения о едином порядке экспортного контроля государств – членов Таможенного союза. Сохранение экспортного контроля во взаимной торговле уже не может быть обеспечено в силу отсутствия таможенного контроля. Без унификации национальных норм экспортного контроля затруднено их правоприменение и на внешней границе ТС.

В-шестых, ТС не может считаться завершенным без унификации торговых режимов. Завершение формирования зоны свободной торговли ТС с заинтересованными государствами СНГ, а также с Сербией и Черногорией очерчивает контур «второго круга» евразийской интеграции. В дополнение к нему необходимо определение перечня государств, с которыми целесообразно установление преференциальных торговых режимов.

В-седьмых, для обеспечения эффективного правоприменения законодательства ТС и ЕЭП необходима гармонизация систем административной и уголовной ответственности за совершение правонарушений в сферах регулирования, переданных на наднациональный уровень.

В-восьмых, целесообразна унификация норм национальных законодательств в сфере государственной службы, определяющих статус чиновников, работающих в наднациональных структурах.

В-девятых, для завершения формирования единой таможенной территории целесообразно создание единой системы лицензирования внешнеторговых операций ТС.

Для направления процесса евразийской интеграции на решение целей экономического развития необходима разработка и принятие Единой стратегии торгово-экономической политики ЕЭП, концепций единой промышленной и сельскохозяйственной политики, а также планов их реализации. Это предполагает гармонизацию национальных и союзных политик развития: промышленной, сельскохозяйственной, научно-технической, энергетической, транспортной и др. В дальнейшем необходимо создание системы стратегического планирования развития ЕЭС, включающей долгосрочные прогнозы, среднесрочные концепции и стратегии торговой, промышленной, сельскохозяйственной, научно-технической политики, основные направления социально-экономической, денежно-кредитной и налоговой политики, а также межгосударственные программы и планы мероприятий по их реализации. Следует как можно скорее разработать и утвердить стратегический плана развития ЕЭС и программы его реализации на десятилетие вперед.

В дополнение к планам формирования ЕЭП для эффективного функционирования единого финансового рынка необходимо установление единых требований к деятельности кредитных рейтинговых агентств. В дальнейшем для углубления интеграции необходима гармонизация национальных налоговых систем, формирование единой платежной системы и общего финансового регулятора. Целесообразно также придание рублю статуса резервной валюты ЕЭС.

Для обеспечения нормальной работы рынка труда необходима унификация квалификационных требований и обеспечение взаимного признания документов об образовании и квалификации, выдаваемых в соответствии с установленным порядком.

На следующем этапе углубления интеграции возможно полноценное бюджетное планирование деятельности наднационального органа. Для этого необходимо разработать и утвердить методологию формирования бюджета ЕЭС за счет части поступлений от взимания импортных таможенных пошлин. Одновременно целесообразно решить вопрос о формировании институтов ЕЭС: единых ветеринарной, санитарной и фитосанитарной служб, объединенных антимонопольной и таможенной служб. На этом этапе необходимы придание ЕЭК международной правосубъектности в торгово-политических вопросах и передача органам ЕЭК полномочия на ведение международных переговоров по торгово-экономическим вопросам с подписанием международных договоров от имени ТС.

 

I. Ключевые риски при реализации евразийского проекта

1.1 Экономическое измерение

После первых лет функционирования Таможенного союза, ознаменовавшихся бурным ростом взаимной торговли, экономический эффект интеграции пошел на спад. Если в 2011 г. прирост взаимной торговли составил 34%, в 2012 – 7,5%, то в 2013 г. отмечалось его снижение на 5%. В 2014 году ожидается снижение взаимной торговли по на 8% по сравнению с 2013 г.

В какой-то степени снижение экономического эффекта интеграции связано с потерей темпов интеграционного процесса вследствие реорганизации наднационального органа. Но главной причиной является недостаточная глубина интеграции, а также исчерпание первого эффекта снятия таможенного контроля на совместных границах стран-членов ТС. Углубление интеграции и дальнейшее увеличение эффекта требуют наращивания инвестиций и реализации общих стратегий развития, обеспечивающих сочетание национальных конкурентных преимуществ.

В настоящее время доля взаимной торговли в рамках ЕАЭС во внешнеторговом товарообороте России составляет 6,9% , Казахстана – 18,5%, Белоруссии – 43,9% . При этом доля России в совокупном ВВП стран-членов ЕАЭС составляет 86,1%, Казахстана – 9,2%, Белоруссии – 4,2%. Таким образом, из трех стран, образовавших ТС, только Белоруссия использует единое экономическое пространство с повышенным коэффициентом. Ее доля во взаимной торговле впятеро превосходит ее вес в общем объеме потребляемой продукции. Для России рынки стран-членов ТС остаются намного менее значимыми, чем рынки ЕС и БРИКС.

Незначительный вес взаимной торговли в общем внешнеторговом обороте стран-членов ЕАЭС указывает на необходимость расширения кооперационных связей, некогда связывавших бывшие союзные республики в единый народнохозяйственный комплекс. В ЕС, например, доля взаимной торговли во внешнеторговом обороте стран членов составляет 60%, что служит показателем высокой связанности и взаимозависимости стран-членов этого таможенного союза. Вместе с тем даже в ЕС, по признанию экспертов, основной интеграционный эффект достигается не столько за счет взаимной торговли, сколько за счет совместных инвестиций, вслед за которыми растет и взаимная торговля.

Из сказанного выше следует необходимость выработки общих стратегий развития, которые обеспечили бы сочетание конкурентных преимуществ, материализуемых совместными инвестициями. В настоящее время совместная инвестиционная активность национальных деловых кругов оставляет желать лучшего.

Сам наднациональный орган должен работать как институт развития. В настоящее время вопросы экономического развития ЕАЭС не находятся в центре внимания ЕЭК, которая занята рутинной деятельностью по принятию текущих решений в рамках предоставленных полномочий, принимаемых по инициативе стран-членов. Явно просматривается тенденция бюрократизации наднационального органа.

Замена КТС Евразийской экономической комиссией сопровождалась пятикратным увеличением штатной численности наднационального органа и десятикратным – расходов на его содержание. При этом объем его функциональных обязанностей и полномочий увеличился не более чем на четверть, а количество принимаемых в среднем за месяц нормативных актов даже уменьшилось. 17-кратное увеличение расходов в среднем на одно решение свидетельствует о резком снижении эффективности работы наднационального органа вследствие чрезмерной бюрократизации, избыточности штата и неоправданных расходов.

Немаловажной причиной падения эффективности работы наднационального органа стал отказ отобщепринятого в международных организациях квотного принципа комплектования руководящего звена структурных подразделений на основании рекомендаций национальных правительств. Сегодня уполномоченный орган российского правительства не располагает даже информацией о составе и квалификации сотрудников аппарата Комиссии. Отсутствие ответственности руководителей ее департаментов перед национальными правительствами снижает их рвение в решении интеграционных задач, влечет проявления волюнтаризма в работе и кумовства в кадровой политике. Появилась практика комплектования департаментов ЕЭК по национальному признаку.

Негативные тенденции в работе наднационального органа связаны также с чрезмерной бюрократизации его работы. Формирование Коллегии ЕЭК не было подкреплено передачей ей полномочий самостоятельного принятия решений по подавляющему большинству функций наднационального органа.

Осложнению совместной работы способствовало также ослабление руководящей роли России после предоставления каждой Стороне возможности ветировать любое решение Комиссии.

У России есть все основания претендовать на идеологическое и административное лидерство в процессе построения Союза. Отличительной особенностью является ее ключевая роль как экономически и исторически доминирующей страны. На долю России приходится 87,6% экономического потенциала, 78,4% населения и 83,9% территории формирующегося Евразийского Союза. В зоне свободной торговли в рамках СНГ на Россию приходится 78,3% совокупного ВВП, 53,2% населения и 79,3% территории. Это создает как преимущества, так и определенные сложности в формировании структур евразийской экономической интеграции.

На первых порах ведущая роль Российской Федерации формально закреплялась в правилах процедуры принятия решений интеграционных структур. Доля голосов каждого государства соответствовала его доле в финансировании бюджета. К примеру, в первом наднациональном органе – Комиссии Таможенного Союза – доля России в его бюджете составляла 57%, столько же голосов она имела при принятии решений, соответственно доля Беларуси и Казахстана составляла по 21,5%. С переходом к созданию ЕЭП и преобразованием Комиссии ТС в Евразийскую экономическую комиссию, было установлено абсолютное равенство всех сторон при принятии решений, в то время как доля России в финансировании бюджета достигла 88% в соответствии с ее долей в распределении доходов от поступления импортных пошлин.

Тенденции бюрократизации характерны для всех интеграционных объединений. При этом они тем глубже, чем больше аппарат наднационального органа. Гротескных масштабов бюрократизация достигла в ЕС, в органах которого работает около 50 тысяч человек.

В дальнейшем развитии институтов евразийской интеграции необходимо учитывать негативный опыт ЕС, а также уже приобретенный собственный, не допуская чрезмерного разрастания и бесконтрольности работы наднационального органа. В отличие от бюрократической империи, которой, по сути, является ЕС, ЕАЭС создается как гибкая организация с ограниченным кругом полномочий, определяемых сугубо рациональной экономической целесообразностью.

Евразийский проект был выдвинут в эпоху дезинтеграции и системного финансово-экономического кризиса стран постсоветского пространства. Произошедший в начале 1990-х годов распад единого народнохозяйственного комплекса с общей коммуникационной сетью, единой системой финансов и цен привел к нарушению сложившихся за десятилетия кооперационных и технологических производственных цепочек, разрушению прежних рынков сбыта. Причем новые независимые государства рассматривали любые взаимные уступки в экономических отношениях как посягательство на их суверенитет. Реализуемая практическая модель интеграции в рамках ЕврАзЭС позволила полностью развеять мифы о неравноправности и экономическом доминировании одних над другими – онаопирается на устоявшиеся отечественные традиции, когда сильные помогают слабым, строго соблюдается добровольность и взаимное уважение духовных и ценностей и культурного своеобразия объединяющихся наций.

Учет опыта ЕС и других экономических интеграционных объединений позволил при создании ЕврАзЭС, Таможенного союза и ЕЭП сформулировать и применить ряд новых методологических решений, к которым относятся:

1) новая модель институтов регулирования экономики в интеграционных структурах, эффективно сочетающая межгосударственное целеполагание, наднациональные формы принятия решений и межправительственные процедуры их подготовки;

2) одновременное формирование Таможенного союза и ЕЭП с присоединением их государств-членов к другим многосторонним торговым системам, включая зоны свободной торговли и ВТО;

3) последовательно-параллельное создание регионального экономического объединения, то есть прохождение каждого очередного этапа интеграции совмещается с разработкой и принятием нормативно-правового обеспечения последующего и институционализацией предыдущего;

4) использование переходных институтов региональной экономической интеграции (таких, как Комиссия Таможенного союза, которая впоследствии была преобразована в Евразийскую экономическую комиссию), что обеспечивает последовательное углубление интеграции и адаптацию национальных законодательств;

5) применение механизма разноскоростной и разноуровневой интеграции, что позволяет каждому государству-участнику по согласованию с партнерами формировать свою «дорожную карту» участия в интеграционных процессах.

Одним из наиболее сложных вопросов евразийской интеграции является принятие новых технических регламентов, к которому не все предприятия готовы.

Таможенный союз вводит с 2015 года новые технические регламенты, несоответствие которым исключает возможность быть участником единого рынка. На данный момент принято решение о вступлении в силу огромного количества технических регламентов ТС, 31 уже введены в действие. Технические регламенты в ТС разрабатываются в очень сжатые сроки, что может привести к значительным рискам для предприятий-производителей продукции поставляемой на единой таможенной территории.

Особое внимание в связи со скоростью принятия и внедрения комплексной системы технического регулирования должно быть уделено разъяснительной работе среде производителей государств-участников ЕЭП. В связи с неосведомлённостью о многих изменениях в технических регламентах многие предприятия, которых непосредственно коснутся принятые изменения, подвергают себя непрогнозируемым рискам. Это ведет к тому, что большое количество качественной и востребованной продукции может быть не поставлено на рынок ТС и, соответственно, привести к значительным убыткам предприятий-производителей, а также потребителей.

На сегодня вступившие в силу ТР ТС уже применяемые на территории ТС приведены в таблице ниже.

Наименование

Вступил в силу

Окончание действия старых сертификатов

1

О безопасности пиротехнических изделий (ТР ТС 006/2011)

с 15 февраля 2012 года

до окончания срока их действия. Но не позднее 15 августа 2013г

2

О безопасности средств индивидуальной защиты (ТР ТС 019/2011)

с 1 июня 2012 года

До 15 февраля 2014 года, принятые сертификаты до вступления в силу данного тр действуют до окончания срока его действия

3

О безопасности упаковки (ТР ТС 005/2011)

с 1 июля 2012 года

До 15 февраля 2014 года, принятые сертификаты до вступления в силу данного тр действуют до окончания срока его действия

4

О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков (ТР ТС 007/2011)

 

5

О безопасности игрушек (ТР ТС 008/2011)

До 15 февраля 2014 года, принятые сертификаты до вступления в силу данного тр действуют до окончания срока его действия

6

О безопасности парфюмерно-косметической продукции (ТР ТС 009/2011)

 

7

О безопасности продукции легкой промышленности (ТР ТС 017/2011)

До 1 июля 2014 года

8

О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (ТР ТС 013/2011)

с 31 декабря 2012 года

До 30 июня        2014 года

9

О безопасности машин и оборудования (ТР ТС 010/2011)

с 15 февраля 2013 года

До 15 марта 2015 года

10

О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе (ТР ТС 016/2011)

До 15 марта 2015 года

11

О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах (ТР ТС 012/2011)

До 15 марта 2015 года

12

О безопасности низковольтного оборудования (ТР ТС 004/2011)

До 15 августа 2014 года

13

Безопасность лифтов (ТР ТС 011/2011)

До 15 марта 2015 года

14

Электромагнитная совместимость технических средств (ТР ТС 020/2011)

До 15 марта 2015 года

15

О безопасности пищевой продукции (ТР ТС 021/2011)

с 1 июля 2013 года

До 15 февраля 2015 года

16

Пищевая продукция в части ее маркировки (ТР ТС 022/2011);

 

17

Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей (ТР ТС 023/2011);

 

18

Технический регламент на масложировую продукцию (ТР ТС 024/2011);

До 15 февраля 2015 года

19

О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания (ТР ТС 027/2012);

 

20

Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств (ТР ТС 029/2012);

 

21

О безопасности зерна (ТР ТС 015/2012).

До 15 февраля 2015 года

22

О безопасности маломерных судов (ТР ТС 026/2012);

с 1 февраля 2014 года

До 31 июля 2015 года допускается производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза и Единого экономического пространства

23

О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением (ТР ТС 032/2013).

до 1 августа 2015 года

24

О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям

с 1 марта 2014 года

До 1 сентября 2015 года допускается производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза и Единого экономического пространства

25


О безопасности молока и молочной продукции (ТР ТС 033/2013)

с 1 мая 2014 года

До 31 декабря 2015года

26

О безопасности мяса и мясной продукции (ТР ТС 034/2013)

До 31 декабря 2015года

27

О безопасности мебельной продукции (ТР ТС 025/2012)

с 1 июля 2014 года

 

28

О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе (ТР ТС 028/2012)

Не позднее 15 февраля 2016  года

29

О безопасности железнодорожного подвижного состава (ТР ТС 001/2011)

с 2 августа 2014 года

до 1 августа 2016 года

30

О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта (ТР ТС 002/2011)

До 1 августа 2016 года

31

О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта (ТР ТС 003/2011)

До 1 августа 2016 года

 

 

 

1.2 Внешнеполитическое измерение

Создание ЕАЭС имеет принципиальное значение для обеспечения политической стабильности в Евразии. В условиях агрессии США и ЕС на Украине, которую принудительно отрывают от евразийской интеграции посредством противозаконного создания ассоциации, создание и расширение ЕАЭС служит сдерживающим фактором против разжигания новой мировой войны в Евразии.

В этих условиях Россия и ее партнеры по ЕАЭС могут и должны выступить с инициативой создания международной коалиции стран, объединенных по принципу стремления к более справедливому, гармоничному и учитывающему интересы каждого мировому порядку. По сути, речь идет об антивоенной коалиции, так как США ведется глобальная гибридная война, в которой финансовые потоки, ресурсы присваиваются ценой дестабилизации целях регионов.

Такая широкая евразийская коалиция могла бы включать:

- европейские страны, которые втягиваются в войну против России вопреки их национальным интересам;

- Китай и Индия, экономический подъем которых может быть торпедирован организованной США дестабилизацией;

- Корею, страны Индокитая, которые не заинтересованы в ухудшении отношений с Россией;

- страны Ближнего и Среднего Востока, для которых мировая война будет означать эскалацию собственных региональных конфликтов.

В качестве побудительной причины создания такой коалиции следует выдвинуть общие для всех ее участников угрозы разворачивания США глобальной хаотической войны. Важным условием успешного создания такой коалиции является лишение США монополии на идеологическое доминирование путем последовательного разоблачения античеловеческих последствий их интервенций, совершаемых их военнослужащими массовых убийств мирных граждан, разрушительных результатов правления американских ставленников в различных странах. Необходимо разрушить образ американской непогрешимости, демонстрируя цинизм и обман со стороны американских руководителей, катастрофические последствия проводимой ими политики двойных стандартов, некомпетентность и невежество американских чиновников и политиков.

Влиятельными союзниками в создании антивоенной коалиции могли бы стать религиозные организации, выступающие против насаждения культа вседозволенности и разврата, подрыва семейных и других общечеловеческих ценностей. Они помогли бы участникам коалиции выработать и предложить миру новую объединяющую идеологию, исходящую из восстановления незыблемых моральных ограничений человеческого произвола. Конструктивную роль могли бы сыграть международные гуманитарные и антифашистские организации. Союзником могло бы стать мировое научное и экспертное сообщество, выступающее с позиций устойчивого развития и генерирующее объединяющие человечество проекты развития.

Широкая евразийская коалиция должна иметь свою позитивную программу устройства мировой финансово-экономической архитектуры на принципах взаимной выгоды, справедливости и уважения национального суверенитета. Выше уже говорилось о необходимых для этого мерах по финансовой стабилизации, повышению эффективности регулирования финансового рынка, банковских, финансовых и инвестиционных институтов, стимулированию роста нового технологического уклада и прогрессивных структурных изменений, формированию соответствующих новых институтов. Они должны устранить фундаментальные причины глобального кризиса, в числе которых наибольшее значение имеют следующие:

- бесконтрольность эмиссии мировых резервных валют, приводящая к злоупотреблениям эмитентов монопольным положением в собственных интересах ценой нарастания диспропорций и разрушительных тенденций в глобальной финансово-экономической системе;

- неспособность действующих механизмов регулирования операций банковских и финансовых институтов обеспечить защиту от чрезмерных рисков и появления финансовых пузырей;

- исчерпание пределов роста доминирующего технологического уклада и недостаточность условий для становления нового, включая нехватку инвестиций для широкого внедрения кластеров составляющих его базисных технологий.

Евразийская коалиция должна выступить с позитивной программой мер по выходу из глобального кризиса путем устранения его причин и создания стабильных условий для функционирования мирового финансового рынка и международного валютно-финансового обмена на взаимовыгодной основе, развития международной производственной кооперации, мировой торговли товарами и технологиями. Эти условия должны позволить национальным денежным властям организовать кредитование развития производств нового технологического уклада и модернизации экономики на его основе, стимулирование инновационной и деловой активности в перспективных направлениях экономического роста. Для этого страны-эмитенты мировых резервных валют должны гарантировать их устойчивость путем соблюдения определенных ограничений по величине государственного долга и дефицита платежного и торгового балансов. Кроме того им следует соблюдать установленные соответствующим образом требования по прозрачности используемых ими механизмов обеспечения эмиссии своих валют, предоставлению возможности их беспрепятственного обмена на все торгуемые на их территории активы.

Одновременно с введением требований к эмитентам мировых резервных валют необходимо ужесточение контроля за движением капитала в целях предотвращения спекулятивных атак, дестабилизирующих мировую и национальные валютно-финансовые системы. Для этого странам коалиции необходимо ввести запрет на транзакции своих резидентов с оффшорными зонами, а также не допускать к схемам рефинансирования банки и корпорации, учрежденные с участием резидентов офшоров. Целесообразно также ввести ограничения на использование в международных расчетах валют, эмитенты которых не соблюдают установленных требований.

Для определения требований к эмитентам мировых резервных валют и мониторинга их соблюдения необходимо провести глубокое реформирование международных финансовых институтов с целью обеспечения справедливого представительства стран-участниц по объективному критерию из набора признаков относительного веса каждой из них в мировом производстве, торговле, финансах, природном потенциале и населении. По этому же критерию может быть сформирована корзина валют под выпуск новой СДР, по отношению к которой могут определяться курсы всех национальных валют, включая мировые резервные. На начальном этапе в эту корзину могут войти валюты тех стран коалиции, которые согласятся взять на себя обязательства по соблюдению установленных требований.

Осуществление столь масштабных реформ требует соответствующего правового и институционального обеспечения. Это может быть сделано путем придания решениям коалиции статуса международных обязательств заинтересованных в их реализации стран, а также с опорой на институты ООН и уполномоченные международные организации.

Для стимулирования глобального распространения социально значимых достижений нового технологического уклада необходимо развернуть международную систему стратегического планирования глобального социально-экономического развития, включающую разработку долгосрочных прогнозов научно-технического развития, определение перспектив развития экономики мира, региональных объединений и крупных стран, выявление возможностей преодоления существующих диспропорций, включая разрывы в уровне развития передовых и слаборазвитых стран, а также выбор приоритетных направлений развития и индикативных планов деятельности международных организаций.

 

 

1.3 Возможные последствия расширения ЕАЭС: плюсы и минусы

Чтобы быть устойчивой, евразийская интеграция должна быть достаточно широкой. Низка доля взаимной торговли во внешнеторговом обороте государств-членов является, в том числе следствием относительной узости ЕАЭС, который охватывает лишь часть постсоветского пространства, не говоря уже о масштабах бывшего СЭВ. За пределами ЕАЭС пока остаются Украина и Узбекистан, с которыми государства-члены связаны тысячами кооперационных производственно-технологических отношений и имеют взаимодополняющие структуры экономики.

Исходя из изложенного представляется принципиально важным присоединение к ЕАЭС Армении и Киргизии. Несмотря на относительно небольшой экономический вес этих государств, это решение имеет большое политическое значение.

Присоединение Армении создает важный прецедент для возвращения в интеграционный процесс всего Кавказа. Армения территориально отделена от России и ее присоединение дает серьезный стимул для присоединения к ЕАЭС Азербайджана и Грузии. Для последней это дает шанс для восстановления единого экономического пространства с Абхазией и Южной Осетией, которые таким образом могут легализовать свое участие в единой таможенной территории ЕАЭС. Для Азербайджана – восстановление единого экономического пространства с Нагорным Карабахом в рамках единой таможенной территории ЕАЭС.

Присоединение Киргизии открывает дорогу для вступления в ЕАЭС Таджикистана, который пока не имеет с ним общей границы. Это крайне важно для обеспечения экономической и политической стабильности в Среднеазиатском регионе.

Ниже дается обзор последствий расширения ЕАЭС по конкретным странам.

 

 

Армения

Поворот Армении в сторону евразийской экономической интеграции, произошедший в сентябре 2013 г., стал объективным ответом на навязывавшееся ее руководству дискриминационное Соглашение об ассоциации с ЕС. Последнее в отличие от равноправного сотрудничества в рамках ТС и ЕЭП не только не предоставляло никаких экономических преференций, но понуждало республиканское руководство к осуществлению комплекса мер, идущих в разрез с элементарной экономической целесообразностью.

Как и Киргизия, Армения остро заинтересована в доступе к общему рынку труда. С момента обретения Республикой независимости реальная безработица постоянно оставалась на двузначном уровне: в среднем один человек из четырех экономически активных оставался безработным. Это отчасти стало причиной высокой трудовой миграции: в 2012 г. он составил 17,3%. Армения – экспортер трудовых ресурсов и, скорее всего, в среднесрочной перспективе ситуация не изменится. Денежные переводы в Армению только из России в 2012 г. составили 1,5 млрд.долл. Поэтому государственная политика экспорта трудовых ресурсов должна быть направлена, по мнению аналитиков Евразийского банка развития, на поддержку временной трудовой миграции. Для защиты и поддержки трудовых мигрантов должны быть задействованы возможности, предоставляемые соглашениями в рамках ЕЭП. Параллельно нужно вести переговоры о расширении существующих соглашений в сторону обеспечения полноценного социального страхования, взаимного признания дипломов об образовании.

Еще одним вызовом интеграции (следствие высокой трудовой миграции) является ситуация с торговым балансом страны1. Торговый дефицит составляет минус 25%, что в ведет к существенному давлению на валютный курс. Стратегия развития экономики Армении должна основываться на продвижении экспортного потенциала в немногих имеющихся точках роста2. Говоря о перспективах экономического развития республики в отраслевом разрезе, следует отметить, что в настоящий момент системообразующими и наиболее конкурентными продуктами экономики Армении являются молибден, медь, алюминий и коньяк, которые обеспечивают существенную долю экспортных доходов страны.

Таким образом, установившаяся специализация во внешней торговле не позволяет рассчитывать на большой прирост товарооборота между странами ТС и Армении, который может составить около 2% в случае ее вхождения состав ЕЭП. При этом структура армянской экономики почти не изменится. На экономику Армении не окажет значительного влияния и изменение цен на российские энергоносители. Прежде всего, это связано с тем, что в настоящее время Армения приобретает российский газ по льготным ценам и дальнейшее их снижение является достаточно маловероятным. Во-вторых, в обрабатывающие производства имеют в структуре экономики Армении относительно невысокую долю (около 12%).

Вместе с тем, расчеты показывают, что, несмотря на установившуюся специализацию армянской экономики и незначительные эффекты расширения возможностей сбыта на рынках ТС, Армения выиграет от евразийской интеграции3. Во-первых, в рамках интеграции с ТС за Арменией будут закреплены определенные преференции в получении дешевых энергоносителей, а строительство новой АЭС минимизирует зависимость от их импорта и обеспечит энергетическую безопасность республики. Во-вторых, открытие ряда стратегических объектов с учетом кумулятивного эффекта не только будет прямо способствовать росту ВВП, но и существенно повысит уровень занятости. Оптимальной загрузке производственных мощностей будет способствовать доступ на общий рынок ТС.

Кроме того, при интеграции в ТС открывается перспектива превращения Армении в транспортный и транзитный узел. В рамках ЕЭС резко повышается вероятность строительства железной дороги из Ирана в Армению, при этом создается перспектива прямого железнодорожного сообщения между Ираном и Россией. Последнее особенно важно в геостратегическом плане. С одной стороны, появление такой магистрали может вывести Армению из коммуникационного тупика, с другой, создать надежную транспортную связь между странами ТС и рынками Персидского залива, Южной и Юго-Восточной Азии4.

Учитывая стратегическую значимость Закавказья для будущего ЕЭС, следует комплексно решать задачу интеграции структур ЕЭП с Арменией, развивая взаимоотношения с Грузией, Азербайджаном и Турцией. При этом целесообразно использовать потенциал Республики Казахстан как тюркоязычной страны.

 

Республика Кыргызстан

Присоединение Кыргызской Республики к Таможенному союзу позволит существенно улучшить экономическую и стабилизировать политическую ситуацию в республике. По имеющимся оценкам, оно положительно скажется на производстве и экспорте сельхозпродукции, текстильных изделий, стройматериалов и других товаров, производимых в Республике, что создаст условия для увеличения экспортного потенциала страны на 20-25% и соответствующего прироста ВВП в обозримой перспективе. Расширение рынков сбыта кыргызских товаров на единой таможенной территории ТС создаст дополнительные стимулы для долгосрочных инвестиций в экономику Кыргызской Республики, в особенности в электроэнергетику, легкую промышленность, агропромышленный комплекс и транспортно-логистическую инфраструктуру. Это позволит существенно увеличить доходы госбюджета Кыргызской Республики, которые только от взимания в соответствии с законодательством Таможенного союза ввозных таможенных пошлин и НДС с импортируемых товаров вырастут, согласно расчетам, в 1,5 раза. Наряду с ростом производства и доходов, позитивные изменения для экономики и бюджетной сферы Кыргызстана будут включать: существенное улучшение положения трудовых мигрантов, приезжающих в государства-члены ТС и ЕЭП, облегчение транспортного сообщения в рамках Единой таможенной территории, расширение притока капитала и иностранных инвестиций.

Особенностью Кыргызстана по сравнению с государствами-членами ТС является малый размер ее экономического потенциала, который на два порядка ниже российского и на порядок ниже казахстанского или белорусского. Эта особенность служит основанием для скептических суждений в отношении своевременности присоединения Кыргызстана с точки зрения усложнения процесса принимаемых наднациональных решений. При этом обычно высказываются такие аргументы, как относительно низкий уровень ее экономического развития и неустойчивая политическая система. Однако как отечественный, так и международный опыт процессов региональной экономической интеграции доказывает позитивное значение разнообразия интегрирующихся экономик, которое усиливает синергетический эффект. В свою очередь, повышение устойчивости действующей в Кыргызстане политической системы прямо зависит от результатов проводимой экономической политики, которые во многом зависят от решения вопроса о присоединении к Таможенному союзу.

Несмотря на небольшой вес кыргызской экономики в Таможенном союзе и ЕЭП, ее присоединение будет иметь большое геополитическое значение и станет важной вехой в развитии евразийской интеграции. Ключевое для среднеазиатского региона географическое положение, значительные гидроэнергетические ресурсы, рекреационный потенциал, культурно-историческое наследие Кыргызстана имеют уникальное значение для реализации проекта евразийской интеграции.

 

Республика Таджикистан

В конце 2012 г. Президентом Республики Таджикистан Э.Рахмоном было подтверждено намерение присоединиться к Таможенному союзу.

По оценке Минэкономразвития Таджикистана, его членство в ТС даст гарантию беспошлинного доступа таджикской продукции на рынки стран Таможенного союза и предоставит возможность упрощенного импорта нефтепродуктов, древесины, зерна и других основных товаров, важных для экономики Таджикистана. На сегодняшний день Россия и Казахстан остаются двумя крупнейшими торговыми партнерами Таджикистана, на которые по итогам 2013 г. пришлось почти 40% общего объема внешней торговли республики. Вступление в ТС приведет к росту товарооборота на несколько десятков процентов, учитывая текущую сравнительно низкую базу торговли России, Казахстана и Таджикистана. Кроме того, каналы экспорта Таджикистана в рамках беспошлинной торговли существенно вырастут по протяженности.

Присоединение Таджикистана к ТС и ЕЭП будет иметь положительный экономический эффект для экономики республики5. Вместе с тем нельзя рассчитывать, что преимущества от вступления к ТС будут получены автоматически – оно лишь откроет для Таджикистана окно возможностей. Численный анализ статических (одномоментных) эффектов последствий присоединения к ТС показал, что на начальном этапе страна получит умеренный положительный эффект. Однако, выгоды для Таджикистана увеличатся, если республика сумеет воспользоваться дополнительными возможностями. Как отмечается в вышеупомянутом исследовании, потенциальные эффекты складываются из трех основных компонентов: привлечение инвестиций, повышение производительности и фактор трудовой миграции. Такие эффекты в состоянии обеспечить дополнительное повышение потенциального роста ВВП Таджикистана на 3,5% в среднесрочной перспективе. В том числе за счет привлечения инвестиций – дополнительный рост может составить до 1,6% в год. За счет повышения производительности – 0,5%, благодаря вовлечению новых трудовых ресурсов и снижению безработицы – 0,4% и за счет денежных переводов – 1%.

Таможенные тарифы в Таджикистане достаточно близки к единому таможенному тарифу ТС, что значительно упростит скорость сближения и не приведет к существенной переориентации торговли. Для роста эффективности экспортной корзины необходима организация производства новых для Таджикистана товаров и повышение уровня переработки.

Одна из основных выгод Таджикистана от вступления в ЕЭП заключается во вхождении в единый рынок труда. Соглашения ЕЭП в области трудовой миграции направлены на объединение трудовых ресурсов государств-участников, создание и эффективное функционирование общего рынка труда.

Совокупно вступление Таджикистана в ТС приведет к увеличению объемов миграции на 10-15%. При этом оценка роста заработной платы мигрантов составляет от 9% до 28%, а роста денежных переводов – от 15 до 25%6.

Положительное влияние присоединение Таджикистана к ЕЭП окажет и на страны, принимающие трудовых мигрантов. Например, рост доходов российского бюджета только за счет налога на доходы физических лиц составит до 40 млрд.рублей в год.

Вместе с тем, вхождение Таджикистана в ТС потребует кардинального повышения эффективности пограничного контроля, особенно на границе с Афганистаном. Как и Кыргызстану, Таджикистану придется ввести принятые в ТС нормы таможенного регулирования и стандарты таможенного контроля для предотвращения неконтролируемого проникновения товаров из третьих стран на единую таможенную территорию.

Хотя для России и ТС в целом вступление Таджикистана не окажет большого экономического влияния в силу незначительности его экономического веса (на Таджикистан приходится 0,1% внешнего товарооборота России), оно имело бы важное геоэкономическое и геополитическое значения в силу стратегически важного положения Таджикистана, а также позволило бы существенно расширить электроэнергетический потенциал ЕЭП и мощности алюминиевой промышленности.

 

 

 

Республика Молдова

Республика Молдова следует в кильватере Европейского союза. На саммите «Восточного партнерства» 28-29 ноября 2013 г. в Вильнюсе руководство Молдавии парафировало Соглашение об ассоциации с ЕС, зафиксировав свои обязательства перед Брюсселем. Его подписание и введение в действие, планируемое в текущем году, повлечет существенное ухудшение российско-молдавских торгово-экономических и политических отношений, а также создаст угрозу экономической безопасности Приднестровской Молдавской Республики.

На основании имеющихся статистических данных можно сделать вывод о начале резкого и системного ухудшения экономической ситуации в Республике Молдова вследствие следующих основных причин.

Во-первых, молдавская экономика, ввиду отсутствия инвестиций в обновление основных производственных фондов и производственной инфраструктуры, утратила конкурентоспособность, что отчетливо проявилось в ходе кризисного ухудшения экономической ситуации в Европе;

Во-вторых, в течение 2011-2012 гг. сократились европейские вливания в Молдову в виде кредитов, субсидий и грантов. Молдавская экономика оказалась абсолютно бесперспективной для западных компаний, которые потеряли интерес к этой стране.

В-третьих, износ производственных фондов в Молдове достиг критической величины; отсутствие возможности модернизировать производства все чаще ведет к закрытию предприятий и оттоку населения из Республики. Выезд трудоспособного населения за пределы Молдовы достиг трети трудоспособного мужского населения республики.

В-четвертых, результатом кризиса стал уход производителей в натуральное хозяйство.

В-пятых, вследствие ухудшения отношений с Россией в 2005-2006 годах был потерян российский рынок сбыта молдавской алкогольной продукции, последствия которого до сих пор не преодолены.

К особенностям Республики Молдова можно отнести противоречие между «продвинутостью» рыночных реформ западного образца и незначительностью их результатов. Среди основных критических оценок экономической деятельности Молдовы можно выделить следующие: масштабное разгосударствление предприятий не привело к росту эффективности производства, экономической и инвестиционной активности новых собственников; банковская система не играет значительной роли в экономике страны; через фондовый рынок в Молдове крупные компании не в состоянии привлечь крупные ресурсы, в которых они нуждаются; в экономике страны весьма велика доля неформального сектора, еще не сформировались механизмы, обеспечивающие добросовестную конкуренцию, и не преодолены различные формы монополизма, как старого, так и нового7.

Несмотря на предоставленные со стороны ЕС преференции, экспортная продукция Молдовы, и в особенности винная промышленность, не может иметь свободный доступ на европейский рынок из-за недостаточно высокого качества. В то же время интеграция со странами ТС и ЕЭП улучшит доступ молдавской сельскохозяйственной продукции на менее требовательные рынки Беларуси и России, что даст толчок развитию сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности в стране. Данный сценарий выгоден и для молдавской стороны, так как в дальнейшем позволит выйти на рынки ЕС с новым качеством.

Аналогичная ситуация наблюдается и со второй относительно конкурентоспособной молдавской отраслью – текстильной промышленностью.

Несмотря на незначительный вес молдавской экономики в структуре товарооборота России и ТС ее участие в последнем позволило создало бы возможности для соответствующего правового оформления торгово-экономических отношений ТС с Приднестровьем и способствовало бы не только экономической, но и политической ситуации в этом геополитически важном регионе.

 

 

II. Перспективные направления содействия процессам евразийской интеграции

2.2 Создание единого информационного пространства. Роль средств массовой информации в противодействии возможным угрозам.

Важнейшим условием эффективной работы институтов евразийской интеграции является своевременное развертывание ИИСВВТ.

Основными целями создания ИИСВВТ, согласно названному Соглашению, являются:

- создание благоприятных условий субъектам хозяйствования государств-членов ТС;

- обеспечение эффективного регулирования внешней и взаимной торговли на единой таможенной территории ТС;

- обеспечение осуществления таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- обеспечение процессов экономической интеграции.

В соответствии с Концепцией создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза, утвержденной Решением Высшего органа Таможенного союза на уровне глав правительств от 19 ноября 2010 г. № 60 и введенными в действие Соглашениями о создании, функционировании и развитии ИИСВВТ и о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на таможенной территории Таможенного союза к настоящему времени утверждены технико-экономическое обоснование и техническое задание на создание ИИСВВТ.

Скорейшее внедрение ИИСВВТ критически важно для обеспечения прозрачности и эффективности процессов контроля за перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, а также их обращением на единой таможенной территории. Реализация плана действий по созданию и применению ИИСВВТ позволит качественно улучшить ситуацию с информационно-аналитическим и статистическим обеспечением деятельности наднационального органа.

Основные мероприятия Плана работ по созданию и развитию ИИСВВТ, связанные с разработкой модели данных внешней и взаимной торговли Таможенного союза и ЕЭП (1-я очередь), регламентов, содержащих формы документов, описания сообщений, форматов данных, стандартов и правил, а также процедуры межведомственного и межгосударственного информационного взаимодействия (2-я очередь), Частного технического задания (ЧТЗ) на создание интеграционного сегмента Евразийской экономической комиссии ИИСВВТ и Частного технического задания на создание национальных сегментов ИИСВВТ не исполнены.

В целях исправления положения дел и независимого наднационого контроля за ходом создания ИИСВВТ, выработки предложений и рекомендаций по вопросам формирования общего информационного пространства Евразийского экономического союза, представляется целесообразным сформировать Наблюдательный совет по вопросам формирования общего информационного пространства при Совете Евразийской экономической комиссии.

 

 

 

1 Там же 2 Там же 3 Предварительные результаты исследования Евразийского банка развития об интеграционных эффектах участия Армении в ТС и ЕЭП. 2014 4 М.Демиденко. Интеграция Армении в ТС и ЕЭП: исходная позиция и существенные условия. Журнал «Евразийская экономическая интеграция»,№4, ноябрь 2013 5 Оценка экономического эффекта присоединения Таджикистана к ТС и ЕЭП. Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития. 2013 6 Там же 7 Таможенный союз и соседние страны: модели и инструменты взаимовыгодного партнерства. Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития. 2013

Оставить комментарий